Профессиональную переподготовку и повышение квалификации следует рассматривать, как реальный потенциал возможности приобретения недостающих профессиональных компетенций, требующихся специалисту для выполнения функций нового направления деятельности или получения дополнительной квалификации. Роль самостоятельной (внеаудиторной) работы слушателей в дополнительном профессиональном образовании в процессе переподготовки и повышения квалификации специалистов, в настоящее время достаточна актуальна. Именно в процессе самостоятельной работы обучающиеся осваивают основные приёмы познавательной деятельности, овладевают творческим подходом к решению профессиональных проблем.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа предназначена не только для овладения конкретной дисциплиной, модулем, темой, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще (способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблемы, находить конструктивные решения). Обстоятельственная обусловленность самостоятельной работы слушателей соответствует требованиям, предъявляемым на современном этапе обществом к уровню квалификации специалиста, которым, в свою очередь, приходится выявлять, ставить и решать проблемы различного характера, что требует проявления самостоятельности, активности, инициативности, креативности у них на достаточно высоком уровне. Именно сознательная, целенаправленная, познавательная, самостоятельная деятельность оказывает непосредственное влияние на профессиональное становление специалиста.
Задача преподавателя – подобрать обучающимся индивидуальные задания, обеспечить их необходимой литературой, подсказать более рациональный путь при выполнении задания, дать консультацию отдельному обучающемуся или группе обучающихся.
Организация самостоятельной работы слушателей в процессе их обучения должна соответствовать следующим принципам:
Цели самостоятельной работы слушателей:
В период обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам переподготовки и повышения квалификации каждый обучающийся самостоятельно выполняет и готовит ряд заданий и работ, в том числе:
Профессионально ориентированная структурированная организация самостоятельной (внеаудиторной) работы слушателя способствует обеспечению, в конечном итоге, эффективной подготовки к сдаче итогового и сертификационного экзамена, и совершенствованию профессиональных компетенций специалиста, его готовности к самостоятельной, творческой профессиональной деятельности.
Самая главная цель, которая должна быть достигнута, это научить обучающегося учится всю жизнь, уметь добывать необходимые знания и затем применять их в своей профессиональной деятельности.