Международный день глухих отмечаемый ежегодно в последнее воскресенье сентября, был учрежден в 1958 году, в честь создания Всемирной федерации глухонемых, ВФГ в сентябре 1951 года. Он завершает последнюю полную неделю сентября, которая отмечается как Международная неделя глухих.
Цель Дня — повышение информированности международного сообщества о проблемах, с которыми ежедневно сталкиваются глухие люди. Ведь, по статистике, нарушениями слуха страдает каждый девятый человек. Его теряют в результате травмы, болезни или врожденных пороков. На планете 2500 языков. Но есть и еще одна форма общения, в последнее время все больше и больше интересующая ученых, — язык взгляда и жестов.
Всемирная федерация глухих (ВФГ), которая сегодня объединяет 125 национальных организаций всех пяти континентов, в 1950-е годы для обслуживания международных мероприятий глухих, то есть конгрессов, симпозиумов, конференций, в том числе и спортивных, разработала Жестуно — систему жестов.
В 1760 году аббат де Л’Эпе основал первую школу во Франции — Парижский институт глухих. Аббат был основоположником мимического метода, большим сторонником жестового языка.
Не верьте в тот миф, что глухие замкнуты и необщительны. Десятки замечательных и великих личностей были глухими. Пьер де Ронсар — поэт эпохи Возрождения, которого называли «принцем французских поэтов», был прекрасным фехтовальщиком и танцовщиком. В историю вошла его замечательная фраза: «С плохим слухом во дворце делать нечего».
История знает и другие великие имена. Виктор Гюго — автор «Собора Парижской Богоматери». Людвиг Ван Бетховен — величайший композитор. Антонио Станьоли — один из итальянских художников. Клод-Андре Десен — французский скульптор. Жан-Жак Руссо — французский философ и писатель.
В настоящее время, по данным ВОЗ, разными нарушениями слуха страдает около 466 миллионов человек — это более 5% населения мира, из них больше половины страдают от инвалидизирующей потери слуха. В России 10% населения — люди с нарушением слуха, в том числе более 1 миллиона — дети. Дошкольные и средние образовательные учреждения для детей с нарушениями слуха работают во многих регионах России, а в некоторых есть средние специальные и высшие учебные заведения, где дети с нарушением слуха могут продолжить образование. Также поддержкой таких людей занимается Всероссийское общество глухих (ВОГ).
В России к этому дню уже традиционно приурочено проведение всевозможных спортивных, культурных, просветительских и благотворительных мероприятий в разных регионах страны.
Какова же жизнь людей с ограниченными возможностями - жизнь глухонемых и слабослышащих? Есть ли у них возможность узнать мир, научиться ориентироваться в современной постоянно меняющейся жизни?
Реальность такова, что порой очень непросто приходится даже тем, кто может пользоваться всеми органами чувств, да еще к тому же опирается на поддержку и любовь близких. И тем большего уважения заслуживают люди, которые лишены возможности слышать или говорить, но при этом намерены стать полноценными членами общества, занять достойное место в жизни. Учиться, работать, создавать семьи и растить детей. Чтобы начать движение по выбранному пути, этим людям необходима помощь, ведь то, что их обычные слышащие люди узнают, лишь взглянув на предмет или услышав о нем, они познают иначе. Поэтому очень важно, когда рядом оказывается пониающий друг.
У глухих есть своя культура, язык, история, менталитет, правила.
К сожалению, многие не знают об этом, пытаются говорить громче, кричать, и это не совсем правильно. Нужно просто говорить, открывать рот, соблюдать правила артикуляции. Не все неслышащие, могут читать по губам, можно написать текст на бумаге.
Многое в нашей стране меняется для удобства неслышащих людей.
Например, в «Сбербанке» обслуживание клиентов происходит с помощью планшета через диспетчерскую службу жестового языка. Подобная система работает для посетителей и в музеях. Сейчас проводится все больше мероприятий для людей с нарушением слуха: конкурсы профессионального мастерства, фестивали «Мир глухих», слет глухих туристов, бизнес-форумы, различные спортивные мероприятия, например, Сурдолимпийские игры.
В нашей стране перспективы получения профессионального образования лицами с нарушениями слуха зависят не только от качества полученного образования в школе, тяжести нарушения слуха, степени развития словесной речи. Перспектива зависит и от влияния ближайшего социального окружения, мнения и ожиданий семьи, школьных товарищей, а также от готовности системы профессионального образования к включению в образовательный поток неслышащих студентов.
Глухонемым взрослым людям и детям живется не просто.
СЛЫШАЩИЕ! Будьте терпеливы при общении с глухими. От нашего с Вами отношения к глухому, от уважения к нему и стремления оказать посильную помощь в значительной мере зависит устранение дефицита информации и трагедии одиночества. Никогда не забывайте это!