Версия для слабовидящих Поиск Личный кабинет
Меню

«Кукрыниксы – художники Победы!»

Кукрыниксы-художники Победы

09 апреля 2025 года в библиотеке ГАОУДПО Республики Мордовия «МРЦПКСЗ» состоялось открытие тематической выставки патриотического плаката, приуроченной к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, «Кукрыниксы-художники Победы!».

Кукрыниксы заняли ведущее место в советском искусстве как художники-сатирики, завоевав всемирную известность. Кукрыниксы это псевдоним творческого коллектива советских художников: Куприянова Михаила Васильевича, Крылова Порфирия Никитича и Соколова Николая Александровича.  Эту сложную аббревиатуру создали друзья-художники из первых слогов фамилий КУприянов и КРЫлов и трёх первых букв имени и первой буквы фамилии НИКолая Соколова. Начало их совместной деятельности датируется 1924 годом. Изначально Кукрыниксы занимались созданием карикатур на литературную тематику.

Первую свою работу военной эпохи, а именно плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» — Кукрыниксы выполнили в первый же день, а точнее, в первый же вечер войны — 22 июня 1941 года. И уже 24-го июня этот плакат стал неотъемлемой частью облика столицы, а следом и других советских городов. По сути это было первое подобное произведение, которое задало тон всей советской сатире и творчеству самих карикатуристов. Врага стали «бить» новым оружием, ясно сознавая его преступные намерения и бесчеловечность.

Политическая карикатура в военные годы стала не только частью пропаганды, но и предстала как настоящее оружие. С помощью рисунков талантливых художников страшный враг превращался в жалкое уродливое существо. Карикатура вызывала улыбку и у суровых воинов, и у тружеников тыла. А улыбка очень была нужна советским людям.

Всю войну художники провели по сути на передовой. Они часто бывали в действующих частях, напрямую сталкивались с ужасами войны…

Кукрыниксы стали инициаторами создания «Окон ТАСС». Плакаты снабжались стихами и текстами. Все известные художники и карикатуристы объединили свои усилия в «Окнах», выступили единым фронтом против фашизма. Плакаты были очень популярны, не оставляли зрителей равнодушными. Простой народ с нетерпением ждал выхода очередных сатирических плакатов. Смех давал людям силы для дальнейшей борьбы.

За четыре года они создали более 1000 работ – то есть в среднем на один плакат уходил один, максимум полтора дня. Их творчество не осталось незамеченным в том числе и для врага: точно так же, как и Левитан, они были внесены в расстрельный список Гитлера.

Сотни плакатов и карикатур разоблачали зверства оккупантов, высмеивали руководителей Третьего рейха и его союзников, вселяли в советских бойцов веру в победу. В 1942 году, а потом ещё четырежды после войны они были удостоены Сталинской премии. Помимо этого, росла их известность как среди советских граждан, так и за рубежом, работы Кукрыниксов публиковались даже в иностранной прессе стран Антигитлеровской коалиции.

Кукрыниксы были не только карикатуристами, но и замечательными художниками. Никого не оставил равнодушным подвиг Зои Космодемьянской, и они пишут картину «Таня», вызывавшую слёзы у зрителей. После появилась картина «Бегство фашистов из Новгорода». Художники в 1944 году приехали в Великий Новгород и застали разбитый памятник «Тысячелетие России», полуразрушенный Софийский собор. Все свои переживания они изобразили на этой картине.

В 1945 году, как только война закончилась, все три художника посетили Германию, где создали ряд новых работ на местах недавних боёв.

Перед самой поездкой в Германию всем троим были присвоены звания полковников, хотя никто из них не служил в армии и не участвовал в боевых действиях. Сделано это было лишь с практической целью, чтобы повысить вес художников в глазах окружающих.

После этого художников пригласили присутствовать на заседаниях Нюрнбергского трибунала, где судили выживших нацистских руководителей. Все они много раз слышали о Кукрыниксах и видели их работы, однако никто из них не знал художников в лицо. И однажды, когда Герману Герингу сказали, что сидящие напротив него художники в мундирах полковников и есть знаменитые Кукрыниксы, тот переменился в лице. Вероятно, в нём можно было увидеть выражение одновременно злобы и бессилия, ведь нацистская плакатно-карикатурная пропаганда до самого конца войны так и не смогла достичь уровня Кукрыниксов.

В итоге появился ряд новых карикатур и картин, показывающих уже поверженных врагов, которые вскоре будут казнены либо приговорены к длительным срокам заключения по решению трибунала. Так, в результате посещения Кукрыниксами подземного бункера Гитлера была создана картина «Конец», на которой хорошо передан ужас, охвативший Гитлера и его окружение в последние часы их жизни. А на заседаниях Нюрнбергского трибунала среди прочих создана карикатура «Последняя цифра», показывающая закономерный итог тех, кто «всего лишь выполнял приказы». На карикатуре был изображён предстоявший Новый год, каким он будет для подсудимых. Вверху были крупно нарисованы четыре цифры: 1946, причём последняя, шестёрка, изображала петлю.

Картины «Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии», написанной в 1946 году, и «Конец. Последние часы в ставке Гитлера» стали венцом их творчества в годы Великой Отечественной войны.

Трижды Герой Советского Союза Иван КОЖЕДУБ говорил:

- Картину «Конец» следует поднять в космос, чтобы весь мир видел, что будет с теми, кто попытается напасть на нашу страну.

Бесславное окончание войны в Берлине и ужас фюрера перед советскими войсками – не об этом ли мечтали художники в трагические месяцы 1941 года.

В мирные послевоенные годы у художников работы не стало меньше. Они так же чутко реагировали на все события внутренней и внешней жизни. Доставалось от них мировому империализму, колониальной политике Соединённых Штатов, войне во Вьетнаме, Корее…

Кукрыниксы постоянно работали в журнале «Крокодил». Редко какой номер выходил без их очередной острой карикатуры. А уж все их работы ещё долго обсуждались на работе и дома. Как и прежде, Кукрыниксы не только смеялись. Они очень серьёзно относились к иллюстрированию книжек. До настоящего времени их иллюстрации к чеховской «Даме с собачкой» считаются лучшими. Как говорили современники, их иллюстрации к книге «Золотой телёнок» Ильфа и Петрова сделали её в два раза смешнее.

Кукрыниксы получили все мыслимые и немыслимые премии. Их имена не забыты до сих пор. Постоянно устраиваются их выставки, а плакаты, созданные ими, обязательно присутствуют на всех выставках, посвящённых Великой Отечественной войне.

Кукрыниксы-художники Победы

callback top